Мода на принадлежность к среднему классу

Мода на принадлежность к среднему классу
Admin
Автор:

Определенную роль сыграли также и уже упоминавшаяся мода на принадлежность к среднему классу, создаваемая коммерческими средствами массовой информации, и бытующие в буржуазном обществе стереотипы, согласно которым человек, относящий себя к низшему классу,- это аутсайдер, неудачник.
Аналогичная двойственность, неоднозначность отчетливо проявляется и при рассмотрении отношения опрашиваемых к существующему строю. Без большого преувеличения можно сказать, что названная выше цифра 90% в основном истолковывается буржуазной социологией в смысле 90%-ной поддержки существующего строя населением страны. На первый взгляд ряд социологических данных, которые приводят буржуазные ученые и обозреватели, например, ответы большинства опрошенных на вопросы о социальном строе, который им больше всего импонирует, об их удовлетворенности обществом и т. п., казалось бы, свидетельствуют в пользу этого тезиса. Однако элементарный анализ опроса показывает, что формулировки во многих случаях заранее запрограммированы на то, чтобы высветить преимущественно те грани социального сознания, которые представляются выгодными с точки зрения господствующего класса.
Так, например, один из вопросов, заданных японским рабочим, был сформулирован следующим образом: Согласны ли Вы с утверждением: «Я не совсем удовлетворен существующим социальным строем, но, так как изменить его было бы очень трудно, я забочусь прежде всего о том, чтобы сделать как можно полнее свою собственную жизнь?» Полностью с таким утверждением или с большей его частью согласились 70% опрошенных, и этот результат был истолкован как признак консервативных настроений, преобладающих в среде японских трудящихся.
Нетрудно заметить, однако, что при этом в одну группу были объединены рабочие, делавшие акцент на первой части утверждения (иными словами, те, для кого доминирующим мотивом была неудовлетворенность существующим строем, связанная с надеждой на то, что в будущем создадутся более благоприятные условия для борьбы за его преобразование), и те, кто действительно демонстрировал желание жить для себя.

share