Повести о пленниках в японской литературе

Повести о пленниках в японской литературе
Автор:

Именно русле о том, что моральная гибель человека страшнее гибели физической написана повесть Масаёси Накамура «Голос бездны» (Фути-по коэ). Ее тема — крах семьи военного преступника, его полный разрыв с детьми, не находящими оправдания отцу. Накамура, который часто обращается к проблеме ответственности за содеянное в годы войны и в своих художественных произведениях, например в «Тихом дне» (Сидзукана хи), и в статьях, и в выступлениях, считает ее весьма актуальной и сегодня.
В несколько ином ракурсе показан образ военного преступника в повести Киитиро Такахаси «Размолвка» (Накатигаи). Молодой солдат закалывает штыком ребенка, мать которого погибла во время артиллерийского обстрела деревни. Сейчас это средних лет благополучный служащий, ведущий добропорядочную жизнь. Он вполне мирный, далее умиротворенный человек, начисто забывший свой бессмысленный жестокий поступок в годы войны. Картина действительно впечатляющая, отмечает, например, Д. Кавамура. Однако он упрекает автора за то, что тот слишком уж спокойно рассказывает эту трагическую историю, не делает даже попытки описать внутреннее состояние героя, совершившего ничем не оправданную жестокость в годы войны.
Хотя в повести Такахаси внутренний конфликт человека вольно или невольно сглажен, но здесь еще не содержится никакой апологетики того, что делал герой в годы войны. Однако в последнее время появляются писатели и критики, которые пытаются, прикрываясь социально-историческими условиями, оправдать действия японских солдат в военное время. В этом отношении чрезвычайно показательны романы Акира Ёсимура «Война давних дней» (Той нитино еэпсо) и статья о нем критика и литературоведа Коити Исода.
Когда я читал «Войну давних дней» Ёсимура, — пишет Исода, — у меня сложилось впечатление, что он рассматривает те далекие дни с позиций нейтральных, как бы отстраняясь от безоговорочной капитуляции, которой окончилась для Японии та война.
Герой романа в августе 1945 г. отрубил голову пленному американскому солдату. Если рассматривать войну как зло, указывает Исода, может возникнуть мысль, обязательно ли он должен был убивать врага. Но если поставить во главу угла верность родине и народу, то убийство в условиях войны следует рассматривать как факт преданности родине, которую нужно защищать. Однако автор не стоит на первой позиции, занимая в несколько модифицированном виде вторую, пишет Исода. Рассматривая войну с нейтральных позиций, Ёсимура считает, что нет ничего противоестественного в убийстве пленных врагов.

share

Recommended Posts