Заметки фотографа: свойства объективов

свойства объективов
Автор:

1. Фокусное расстояние влияет на кадр. На снимке, сделанном объективом с нормальным фокусным расстоянием, удаленные предметы оказываются очень маленькими, окруженными многими лишними деталями.’ Если же вы их увеличите отдельно, то их качество—резкость, зернистость и др.—будет плохим. Поэтому для съемки удаленных предметов необходимо применять объектив с большим фокусным расстоянием или применять насадочную линзу, если, конечно, у вашего фотоаппарата наведение на резкость осуществляется выдвижением объектива.

Близкие предметы, перед которыми нет достаточного пространства, вы нормальным объективом целиком не уловите. Тут нужен широкоугольный объектив, т. е. объектив с коротким фокусным расстоянием.

2. Фокусное расстояние влияет на общее впечатление, на пространственное расчленение. Когда вы смотрите на снимок пейзажа, то видите дома, людей, деревья и т. д. очень маленькими. На снимке пейзажа, сделанном нормальным объективом, не создается ощущения пространства, хотя и есть членение картины на передний, средний и задний план. Уменьшение предметов вызывает неприятное и неестественное впечатление. Снимок оказывается бедным.

Если вы сделаете снимок с большим фокусным расстоянием, то удаленные предметы по отношению к более близким окажутся не так сильно уменьшенными. Такой снимок, на наш взгляд, гораздо полнее, приятнее и естественнее, несмотря на то, что в самом деле он гораздо менее естествен, так как искажает действительность. Предметы выходят сдавленными, расположенными гораздо ближе друг за другом, чем на самом деле .

Длинное фокусное расстояние надо использовать тогда, когда нужно подчеркнуть заполненность пространства и показать большие объекты, и только в том случае, когда не мешает то, что предметы получаются ближе друг за другом, чем на самом деле, и даже более того,— когда вы хотите использовать эту особенность. Таким образом можно добиваться более естественного и приятного впечатления.

Короткое фокусное расстояние следует применять тогда, когда желательно показать одно большое целое, подчеркнуть глубину какого-либо объекта съемки (например, ширину реки, величину и обширность площади или комнаты и т. д.). Можно добиться сильного воздействия, несмотря на то, что снимок дает несколько искаженную и неестественную картину.

свойства объективов

3. Искажения. Если вы ради того, чтобы заполнить весь кадр, будете снимать предмет со слишком близкого расстояния, то бросится в глаза разница в величине его близких и удаленных частей. Может получиться искажение, которое несколько изменит предмет, что вы его и не узнаете.

Наше зрение также искажает действительную картину. Но вследствие расположения глаз, их непрерывной перенаводкн на резкость и подсознательного действия мозга мы воспринимаем не видимую, а действительную величину предметов.

Совершенно по-другому действует это искажение на снимке. Здесь не хватает естественного впечатления пространственности, мозг и подсознание не выручают и не исправляют этого искажения, и снимок выходит неестественным и смешным. Избегайте этого!

Поэтому глубина снимаемых предметов по отношению к удаленности предметов от объектива не должна быть слишком большой.

Иначе возникнут искажения, которые будут мешать восприятию.

При фотографировании с близкого расстояния располагайте предметы так, чтобы глубина их была направлена не от объектива, а по возможности перпендикулярно к его оси.

Это означает, например, что при съемке лица нельзя использовать объектив с малым фокусным расстоянием и слишком приближаться к снимаемому, так как увеличится нос, подбородок, лоб и т. д. (в зависимости от того, как будет расположен фотоаппарат) и лицо будет иметь до неузнаваемости искаженное выражение. В таких случаях надо применять объектив с более длинным фокусным расстоянием, который позволит получить портрет на достаточно широкой плоскости негатива без какого бы то ни было искажения. (Размер головы по сравнению с расстоянием от фотоаппарата ведь гораздо меньше.) Для подобных снимков при формате 6X6 и 6×9 см самое выгодное фокусное расстояние 12 — 13 см.

Но искажение может служить и очень сильным выразительным средством фотографии. Используйте его в тех случаях, когда нужно подчеркнуть линию предмета, его основные черты и действие. Но, конечно, только тогда, когда это не порождено случайной прихотью, а на самом деле вытекает из обдуманного замысла, соответствующего изображенной действительности.

4. Глубина резкости — расчленение пространства. Объектив с коротким фокусным расстоянием и при относительно малом диафрагмировании и наводке на резкость на близкие расстояния дает уже такую глубину резкости, что задний план выходит резко и чет?

При более длинном фокусном расстоянии даже при наводке на резкость на относительно большие расстояния глубина резкости очень малая. Нерезкий и нечеткий задний план может в определенных случаях усиливать впечатление пространственности. Кроме того, задний план не отвлекает внимание от главного предмета.

Поэтому объективы с коротким фокусным расстоянием следует применять только тогда, когда нужно получить большую глубину резкости и разместить предмет в строго определенном положении.

Объективы с длинным фокусным расстоянием следует применять в тех случаях, когда нужно сосредоточить внимание на определенном (главном) предмете и устранить конкретность среды (например, при фотосъемке скульптуры и т. д.).

Подготовлено основываясь на материалы — https://www.plh-photos.com/

share